Ценовой беспредел: автодилеры готовятся к новому скачку цен
Распродажи не будет
Вот и наступает пора традиционных новогодних распродаж, однако в этот раз больших скидок на автомобили уходящего модельного года ждать не стоит. Дело в том, что автопроизводители по-прежнему терпят убытки на российском рынке: рост цен на машины пока не компенсировал девальвации рубля, даже несмотря на некоторое укрепление национальной валюты с начала года. Вместе с тем участники рынка в большинстве своем смогли адаптировать планы продаж к кризисным условиям, поэтому к концу года дилеры подходят без значительных складских запасов. В этой ситуации автопроизводители продолжат поддерживать спрос на свои модели с помощью традиционных спецпредложений, а размер дополнительной скидки на автомобили 2016 года будет зависеть от их запасов у конкретного дилера.
Как говорит директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников, цены на автомобили еще будут догонять случившуюся ранее девальвацию рубля, что делает ожидание скидок нецелесообразным. К тому же уже сейчас по ликвидным комплектациям и моделям наблюдается определенный дефицит. Так что, если и будут спецпредложения, то скорее не по тем моделям, которые ждет клиент.
«Основная причина зимних распродаж – это затоваренные склады. В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране мы в прошлом году ушли от формата годового планирования к квартальному, поэтому избытка автомобилей у нас на складах нет. Другое дело, что в наших планах – вывести новую линейку кроссоверов, и во избежание нахлеста реальности и планов мы подготовили ряд спецпредложений», – рассказал «За рулем.РФ» директор «Чери Автомобили Рус» Геннадий Павлов.
В Kia Motors Rus заявили, что компания ежемесячно предлагает клиентам специальные условия на приобретение своих моделей и в декабре также не изменит этой традиции. Планирует до конца года продлить скидки на Chevrolet Niva в рамках программы обновления автопарка и GM-АВТОВАЗ. В дилерских центрах Lada тоже постоянно действуют выгодные предложения.
По словам коммерческого директора ГК «АвтоСпецЦентр» Сергея Янчука, как правило, в декабре и январе распродаются по самым выгодным ценам стоки прошлого года, поскольку в начале года в автосалоны поступают новые модели уже по пересчитанной стоимости. Тут все зависит от политики и выполняемости планов продаж отдельных автодилеров, а не от брендов. «Мы делаем ставку на массовый сегмент – Hyundai, Kia, Nissan, Skoda, Volkswagen, однако и на автомобили премиум-сегмента будут хорошие скидки. Можно предположить, что в связи с просевшими в октябре продажами некоторые бренды запустят в конце ноября дополнительные программы лояльности – среди них Hyundai, Skoda, Mazda, из премиум-сегмента – Audi и Infiniti», – говорит он.
Догнать и перегнать доллар
По оценкам «Автостата», с августа 2014 года по сентябрь 2016-го новые легковые автомобили подорожали в среднем на 35%. Рост цен аналитики связывают с инфляцией и увеличением себестоимости производства, но прежде всего – с падением рубля. Так, за последние два года курс доллара вырос на 70%, евро подорожал на 48%. Также изменился курс китайского юаня (+57%) и японской иены (+79%). По мнению экспертов, с учетом того, что цены на автомобили выросли меньше, чем иностранные валюты по отношению к рублю, автопроизводители будут вынуждены компенсировать эту разницу. К тому же неизвестно, как поведут себя макроэкономические факторы в дальнейшем, поэтому они вынуждены еще и закладывать риски.
Как считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, стоимость автомобилей в конечном итоге сравняется с ростом курса иностранных валют. При этом, чтобы не обрушить спрос, автопроизводители повышают цены не сразу, а поэтапно, поскольку они планируют свою деятельность на годы вперед и имеют солидный запас рентабельности.
По оценкам ГК «АвтоСпецЦентр», автомобили 2017 модельного года подорожают на 5-7% в зависимости от бренда и локализации производства. При этом рост цен после Нового года – это только первая волна, вторая наступит несколько позже, когда российские автодилеры уже не смогут удерживать цены и в целях сохранения рентабельности бизнеса будут вынуждены вновь повышать стоимость автомобилей вслед за иностранными производителями. Как отмечает Сергей Янчук, российский рынок является привлекательным для большинства зарубежных автопроизводителей, поэтому они будут стараться максимально сдерживать цены вне зависимости от валютных колебаний.
Доплата за «тревожную кнопку»
Между тем, несмотря на продолжающийся четвертый год спад авторынка, российские власти продолжают ужесточать технические требования к продаваемым в стране автомобилям, что, в свою очередь, делает их более дорогими для потребителей. Если год назад поводом переписать ценники стало введение стандарта Евро-5, то в наступающем им станет обязательная для всех моделей система ЭРА-ГЛОНАСС. Как известно, с 2015 года системой аварийного оповещения должны были комплектоваться только новые модели для российского рынка, а с января 2017-го это требование распространяется на все модели с новым одобрением типа транспортного средства. Автомобили же с действующим ОТТС (около 60% всех моделей на рынке) смогут продаваться без этой системы до конца срока одобрения. К примеру, в пресс-службе GM-АВТОВАЗ «За рулем.РФ» сообщили, что в соответствии с действующим законодательством оснащение текущей модели Chevrolet Niva системой ЭРА-ГЛОНАСС не требуется до окончания срока действия ОТТС (декабрь 2018 года).
А вот компании Kia Motors Rus и Ford Sollers уже сертифицировали все свои модели, оснащенные ЭРА-ГЛОНАСС, и готовы к серийной установке этих устройств. Все автомобили Renault, представленные на российском рынке, пройдут сертификацию по «тревожной системе» в установленные сроки, заверили в пресс-службе французского автопроизводителя. Готов к внедрению SOS-кнопок и АВТОВАЗ, чьи новые модели Lada Vesta и XRAY уже оснащаются системой ЭРА-ГЛОНАСС. При этом в компании рассматривают разные варианты установки этой системы и на автомобили Lada доступного сегмента (Granta, Kalina, Largus), поскольку ее установка и активация отразятся на розничной цене.
Дело в том, что речь идет не только о стоимости самого устройства экстренного реагирования, которая составляет от 6 тыс. руб., но прежде всего о затратах автопроизводителей на сертификацию своих моделей, включающей дорогостоящие краш-тесты. К примеру, в случае с новыми Chery Tiggo расходы могут составить от 6 до 7 млн руб. на каждую модель, рассказал Геннадий Павлов. По его словам, разброс обусловлен номенклатурой сертификационных испытаний в зависимости от массогабаритных показателей и количества образцов испытаний заявленных на сертификацию автомобилей.
Разумеется, автопроизводители будут перекладывать эти затраты на плечи покупателей, пусть и поэтапно. Кроме того, прибавка в цене во многом будет зависеть от объемов продаж и ценового сегмента, в котором представлен автомобиль. «Чем большим спросом пользуется модель, тем меньше удельная цена ее оснащения. С другой стороны, для автомобилей бюджетного класса даже небольшое повышение цены оказывается чувствительным», – отмечает Владимир Мирошников.