Этот советский автомобиль бизнес-класса мог купить любой желающий

Но с одним условием: если у него в кармане было 40 тысяч рублей.

Несгибаемый седан

Огромный седан ЗИМ имел несущий кузов.

После Великой Отечественной войны в производство запустили сразу три новых модели: Москвич-400, Победу ГАЗ-М20 и ЗИС-110. Импортные – американские и трофейные — автомобили постепенно выводили из государственных предприятий. Но классовый разрыв между огромным ЗИС-110 и Победой был слишком велик, и ГАЗ получил задание быстро спроектировать чиновный автомобиль среднего между этими моделями класса.

Самый простой способ, который и предложило министерство главному конструктору завода Андрею Липгарту, — скопировать какой-нибудь американский образец. Но ведь все они были рамными. А Липгарт решил делать автомобиль длиной более 5 м и с базой 3200 мм, с несущим, как у Победы, кузовом. Ведь в распоряжении завода был только 90-сильный мотор, а с ним тяжелая рамная машина оказалась бы совсем тихоходной.

Некоторые посчитали проект столь длинного автомобиля с несущим кузовом авантюрой. Но Липгарт пошел на риск и победил! Как показал опыт, кузова ЗИМов даже после многих лет эксплуатации сохраняли должную жесткость.

Новая Победа

Удлиненная Победа – прототип ГАЗ-12.

Первый опытный образец соорудили, удлинив Победу. И вообще, конструкция кузова была сделана на основе ГАЗ-М20. От этой модели взяли и подвески. А вот тормоза впервые в СССР снабдили двумя цилиндрами на каждое переднее колесо – ведь масса ГАЗ-12 была под 2 тонны.

Внешне ЗИМ (заводом имени Молотова ГАЗ назывался до 1956 года) был сделан в американском стиле. Но советский автомобиль походил на заокеанские модели не более, чем они друг на друга.

Копией какой-то конкретной модели ГАЗ-12 ни в коем случае не был.

На радость ученику и частнику

Для начала 1950-х – отменный комфорт.

Важной особенностью ГАЗ-12 стала гидромуфта в трансмиссии. Она позволяла трогаться даже с третьей передачи и, вообще, неаккуратно работать сцеплением, трогаясь и переключая скорости трехступенчатой коробки. Поэтому ЗИМ называли идеальным учебным автомобилем.

ЗИМ поставляли не только в государственные учреждения, но и продавали. Причем без очереди!

В салоне два дополнительных места – на откидных сиденьях-страпонтенах.

Частник получал огромный семиместный (с двумя откидными сиденьями-страпонтенами) салон, отделанный по самым высоким стандартам тех лет: часы, радиоприемник… Шестицилиндровый двигатель объемом 3,5 л (форсированный мотор от ГАЗ-51) развивал 90 л.с.

Оригинальный капот открывался как влево, так и вправо.

Но стоил ЗИМ 40 000 рублей – баснословные по тем временам деньги! Даже Москвич-400 за 9000 рублей могли купить только зажиточные советские семьи. Престижная Победа стоила 16 000 рублей, а ЗИМ был в два с половиной раза дороже.

Поэтому среди владельцев ЗИМов были лишь немногочисленные граждане Страны Советов: известные ученые, артисты, иные деятели культуры. Что реалистично отразили и в советском кино. В картине «Обыкновенный человек» автомобилем владел прославленный оперный певец, в фильме «Разные судьбы» (обе ленты вышли в 1956-м) – не менее известные композитор и ученый. Причем в те времена подобные владельцы редко сами садились за руль — обычно ездили с наемным водителем.

Интересно, что и в конце 1970-х ЗИМы еще не считали ретро. А хорошо сохранившиеся экземпляры были даже престижны.

Продолжение – на следующей странице.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в