Последний Москвич из СССР – за что его (не) любили
Престижный и современный!
Сегодня, в контексте смутных планов возрождения марки, последний Москвич принято ругать особенно. Обвиняют его во всех грехах, от безобразного качества изготовления до патологической отсталости конструкции. Первое – правда, второе – ни в коем случае!
Москвич-2141 – последний автомобиль этой марки и первый для завода переднеприводный – появился на десятилетие позже зарубежных аналогов. Но конструктивно 41-й и в 1990-х не был совсем уж устаревшим.
А для нашей страны в конце 1980-х он стал прорывной и даже престижной моделью. Что отразилось в перестроечном кино. Скажем, в ленте «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова, где Москвичом владеет чиновник уровня выше среднего. Теперь в престижность этой модели трудно поверить! Но так было. Правда, недолго.
Москвич занял промежуток между Ладами и Волгой. От последних он уж точно конструктивно не отставал. Даже по сравнению с переднеприводными Самарами архаичным не был. Просто Москвичу с самого начала не везло.
Через мои руки прошли несколько Москвичей с разными моторами – от стандартного 1.5 до 2-литрового с экспериментальной системой впрыска. Так что про эту модель я знаю немало.
Дайте мотор!
Новый большой автомобиль делали и под совершенно новый двигатель Москвич-414 с чугунным блоком и алюминиевой головкой. При рабочем объеме 1,8 л мотор должен был развивать вполне приличные по тем временам 95 л.с. Но двигатель этот так и не стал серийным.
Автомобиль, гораздо более солидный, чем Москвич-2140, получил двигатель УЗАМ-331, по сути – Москвич-412, но дефорсированный во имя экологии с 75 до 72 л.с. При точной регулировке карбюратора и зажигания автомобиль ехал более-менее прилично. Но и только!
И никаких стробоскопов при регулировке! Этот мотор «заумности» не любил. Слух, чутье и опыт помогали куда эффективней.
В 1990-е качество уфимских двигателей, прежде славившихся надежностью, резко упало. Встречал не только протекающие прокладки – везде, где можно и нельзя. Попадались и овальные гильзы цилиндров. Замена колец снизить бешеный расход масла не помогала. А уж растворяющиеся в бензине клапаны бензонасоса были типичным для тех лет явлением.
Двигатель ВАЗ-2106 мощностью 76,5 л.с. во всех смыслах «шел» 41-у больше. Но мощности, опять же, не хватало. Зато на качество самого мотора жаловались редко.
Веселее вез УЗАМ-3317 объемом 1,7 л мощностью 85 л.с. Если везло с качеством сборки. Правда, былой долговечности уфимских агрегатов и этот не демонстрировал.