С приставкой «генеральская» - самая желаемая (и недоступная) Волга из СССР

Простым советским частникам эту машину не продавали. И в первую очередь, именно поэтому она стала заветной мечтой миллионов граждан.

Запрещенный люкс

Поначалу новую Волгу задумывали не только как недоступный чиновничий автомобиль. В первой половине 1970-х новые Волги ГАЗ-24 уже примелькались, а ведь люксовый вариант закладывали еще на стадии доводки «двадцатьчетверки». В том числе и для экспорта, о котором в ту пору думали вполне серьезно.

Еще в 1973-м построили опытный ГАЗ-3101 - в габаритах ГАЗ-24, но с прямоугольными фарами, иными ручками дверей, яркой хромированной отделкой и даже двигателем V6.

Мотор с поршневой группой серийных двигателей (диаметр цилиндров 92 мм) рабочим объемом 3 л развивал 136 л.с. Помимо механической четырехступенчатой коробки передач, планировали и автомат собственной конструкции.

Первый опытный образец Волги ГАЗ-3101 (1973 год).

Министерскому начальству машина очень понравилась. Но оно приказало… забыть об этой затее. Министерству хватало текущих забот, а двигатель V6 Заволжский моторный завод делать не мог, да и не хотел.

Ранняя серийная Волга ГАЗ-3102.

Чудной мотор

В 1976 году всерьез задумались уже и о замене ГАЗ-24. Хотели изменить не только внешность, но и салон, тормоза, заднюю подвеску сделать пружинной. Тут и появился индекс ГАЗ-3102.

Машина должна была сменить серийный ГАЗ-24. Поэтому заложили целое семейство: такси ГАЗ-31021 с дефорсированным двигателем, универсал ГАЗ-31022, а также, конечно, и спецмашины для КГБ — ГАЗ-3101 с моторами V8 на смену аналогичной Волге ГАЗ-24-24.

Но для внедрения машины в производство по советским стандартам нужно было предложить максимум новинок. Поэтому базовым выбрали двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием.

По меркам СССР ГАЗ-3102 был очень богато укомплектован и отделан.

Каждый цилиндр имел дополнительный клапан, под которым и стояла свеча. Смесь туда шла от третьей камеры специального карбюратора К-156. А в цилиндрах смесь поджигал факел из предкамеры.

Мощность мотора выросла не сильно – с 95 до 102 л.с. Но на трассовых скоростях Волга стала экономичней. Кроме того, снизились вредные выбросы. Правда, двигатель сильно грелся и потребовал усовершенствования системы охлаждения.

Салон ранней Волги ГАЗ-3102 казался роскошным.

ГАЗ-3102 получил также лицензионные (фирмы Girling) передние дисковые тормоза с вакуумным усилителем — такие же, как у Москвича-2140.

Запретный плод

Салон ГАЗ-3102 стал богаче, нежели у ГАЗ-24. Появились новый руль и приборы, аналогичные тем, что поставили в Чайку ГАЗ-14, новые сиденья.

Машина обрела иные передок и задок, прямоугольные фары, большие горизонтальные фонари сзади, иные ручки дверей. На новую машину поставили 70-литровый топливный бак (мечта всех водителей Волг).

Но руководство автопрома приняло решение не делать такую хорошую Волгу крупносерийной – выпускать ГАЗ-3102 решили малыми сериями, не снимая с конвейера ГАЗ-24.

Тут-то «ноль вторая» и получила на заводе (а потом и в народе) прозвище «генеральская».

Предсерийные ГАЗ-3102 собрали в апреле 1982 года, производство развернули в октябре.

Опытный образец универсала ГАЗ-31022.

На неизбалованных советских граждан машина произвела колоссальное впечатление. Ее даже стали сравнивали с Мерседесом. Ведь большинство граждан видели Мерседесы только на картинках, да и ГАЗ-3102 — лишь снаружи на улицах.

Интерес к автомобилю усиливался тем, что такие Волги частникам практически не продавали. Разве что отдельные экземпляры особым гражданам. Рассказывали о космонавтах и самых заслуженных артистах.

Заводской вариант удлиненной Волги для производства малыми сериями.

Салон ГАЗ-3102 был нарядней и комфортней. Тормоза – эффективней. Но по поведению на дороге и сложности обслуживания ГАЗ-3102 был все той же Волгой. Это понимали все, кому доводилось поездить на «генеральской» Волге.

Новый двигатель был сложен в регулировках карбюратора и зажигания. Кстати, не только водители, но и многие специалисты относились к этому мотору неоднозначно, считая, что недостатки сложного двигателя перекрывают его достоинства. В итоге форкамерный мотор прожил куда меньше, чем сам ГАЗ-3102.

Продолжение - на следующей странице

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в