Зарядить и запустить: какой гаджет вам точно нужен
Стационарные пускозарядные устройства принципиально отличаются от популярных малогабаритных бустеров. Начнем с главного минуса: их нельзя возить с собой, поскольку они требуют подключения к бытовой 220‑вольтовой сети. Да и малогабаритными такие пускозарядники не назовешь: некоторые весят больше пудовой гири и даже снабжены колесиками.
Зато всё остальное – сплошные плюсы. При подключении к сети стационарный пускозарядник должен выдавать обещанную энергию вне зависимости от погоды – хоть при –30 °C. Энергия в нем, в отличие от литиевых или конденсаторных бустеров, не иссякает – разве что требуются передышки при перегреве. В подзарядках такие устройства не нуждаются: они всегда должны быть готовы к работе.
Для экспертизы мы приобрели шесть стационарных изделий по цене от 5100 до 10 400 рублей. Результаты наших исследований относятся именно к этим образцам.
Пять из них обещали возможность работы как при 12, так и при 24 В, однако нас интересовал только 12‑вольтовый режим.
Как и что испытывали
В том, что все устройства смогут заряжать батареи, особых сомнений не было. Тем не менее, проверили диапазон выходного напряжения и наличие какого-то закона, по которому оно изменяется в зависимости от степени заряда.
Основные же тесты касались максимальных токов, которые способны выдавать пускозарядники: собственно, именно пуск мотора с подсевшей батареей является их основной задачей. Всё остальное как бы подразумевается.
В качестве нагрузки мы использовали два балластных реостата РБ‑302 У2, работающих параллельно друг другу. Каждый из них позволял создавать нагрузку от 0,095 до 3 Ом. Величину реального тока контролировали токовыми клещами Mastech, напряжение отслеживали цифровыми вольтметрами.
В качестве факультативного испытания решили дать каждому из устройств шанс пустить мотор редакционного Ларгуса, на котором отключили штатную АКБ. Инструкции такого не допускают, но что будет делать человек, у которого батарея, скажем, замерзла? Правильно – всё равно попробует удачи от сети 220 В: хуже уже не будет.
Соблюдаем Закон
Закон Вудбриджа (он же – закон ампер-часов) – это правило, описывающее изменение максимального зарядного тока от степени заряда аккумулятора. Оно гласит, что сила зарядного тока (в амперах) не должна превышать величину заряда (в ампер-часах), недостающего до полной емкости АКБ. То есть зарядный ток может быть максимальным в начальной стадии заряда и должен плавно уменьшаться, достигая минимальной величины в конце заряда. Собственно, именно так происходит подзарядка батареи от автомобильного генератора. Иными словами – зарядка при постоянном напряжении.
Конкурсанты
Устройство пускозарядное Примерная цена 9000 ₽ Обещан метод зарядки по закону Вудбриджа: большой ток – в начале, минимальный – в конце. Перед пуском мотора рекомендуется подзарядить АКБ хотя бы в течение пары минут. Ради интереса попытались пустить мотор Ларгуса без штатной батареи – нет, добились только клацанья втягивающего реле стартера. Но это единственное устройство в выборке, которое выдало именно то, что обещало. Реальный ток – до 88 А: при наличии подсевшей батареи в большинстве случаев этого хватит для пуска. Рекомендуем. |
Пускозарядное устройство Примерная цена 10 200 ₽ Отмечено, что устройство – не автоматическое, а потому требует постоянного наблюдения. Допускается одновременная зарядка нескольких АКБ. О необходимости подзарядки батареи перед пуском не сказано. Инструкция неряшливая: чего стоят единицы измерения типа А/час… Зарядником устройство работать может, но для пуска мотора мощности явно не хватает: при токе в 111 А напряжение проседает до 6,5 В. При отрицательных температурах использовать нельзя – а что же зимой-то делать? Пустить Ларгус без штатной АКБ не удалось. Рекомендовать не можем. |
Устройство пускозарядное Примерная цена 9100 ₽ Пуск мотора рекомендуется производить только при подключенной батарее «с достаточным уровнем заряда». Рекомендуется предварительная подзарядка в течение 15–20 минут. Инструкция бестолковая: типа, жмите на всё подряд, пока не получите что-то нужное. В качестве зарядного устройства использовать можно, хотя и неразумно: при таких габаритах и массе хочется чего-то большего. Но мощности устройству не хватает: уже при токе в 160 А напряжение упало ниже 7,0 В: маловато. Попытки пустить Ларгус при отключенной АКБ, естественно, провалились. Рекомендовать не можем. |
Пускозарядное устройство Примерная цена 10 400 ₽ Самое тяжелое устройство в выборке. При пуске мотора рекомендуется предварительная подзарядка АКБ. В качестве зарядного устройства использовать можно, хотя и неразумно: есть куда более компактные решения. Удивил номинал предохранителя: всего-навсего 100 А! Кстати, у нас он сгорел при токе в 150… Но как же получить обещанные 400 А? Пытаться пустить мотор Ларгуса без штатной батареи не стали из-за боязни что-то спалить, ведь исходное напряжение на клеммах устройства превышало 20 В! Рекомендовать не можем. |
Заряднопредпусковое устройство Примерная цена 8700 ₽ Пуск мотора рекомендовано производить только при подключенной штатной АКБ с «достаточным уровнем заряда». При сильном разряде нужна предварительная подзарядка в течение 15–20 минут.Инструкция неграмотная: тут и несуществующие единицы измерения типа А/ч, и картинка от другого устройства, похожего на Favourite EBC 550… Приноровиться, нажимая на всё подряд, как-то можно – в режиме зарядника устройство работает. Но пусковые качества отсутствуют: при повышении тока до 111 А напряжение на его клеммах просело до 6,4 В. Понятно, что Ларгус, лишенный батареи, пускаться не захотел. Рекомендовать не можем. |
Пусковое зарядное устройство Примерная цена 5100 ₽ Неуважение к потребителю бросается в глаза с первого взгляда: надпись на корпусе «зарядПое устройство» – это как? Дальше – больше: инструкции нет. Встроенный цифровой амперметр безбожно врет: при реальном токе в 12 А он показывает аж 35 А! Ради интереса переключили устройство в режим «24 В» – нет, при этом оно вообще не дышит. При увеличении нагрузки индикаторы погасают. Пытаться пустить Ларгус током в 12 А, извините, не стали: понятно, что это не пускач, а бестолковая игрушка. Рекомендовать не можем. |
- Подробные результаты испытаний – на следующей странице