Итальянские броневики могут «привезти» таможенникам тюремный срок
По закону эти военные автомобили должны декларироваться в таможенных бумагах как «танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства с вооружением или без вооружения» и облагаться таможенной пошлиной в 20%. Видимо, желая избежать пошлины, бывший министр Анатолий Сердюков в специальном письме от 11 ноября 2011 года заверил таможенников, что машины «предполагается задействовать для медицинских целей, а именно: эвакуации раненых военнослужащих с поля боя, оказание первой медицинской помощи в зоне боевых действий и транспортировка медицинского персонала». В подкрепление этого утверждения указывалось, что на борту автомобиля нанесен красный крест, а в состав комплекта входят мигалки и носилки. Таможня «дала добро», и 7 декабря 2011 года глава ФТС Андрей Бельянинов подписал письмо, в котором согласился считать бронеавтомобили машинами «скорой помощи». В феврале 2012 года на таможне было оформлено 57 деклараций на эти авто – с нулевой ставкой сборов.
Сейчас следствие проверяет информацию по сделке и не исключает возбуждения уголовного дела по ст. 159 ч. 4 (мошенничество в особо крупных размерах) и ст. 194 (уклонение от уплаты налогов). По словам информированного источника, не исключены и ст. 275–276 УК (измена Родине).
Закупка броневиков итальянского производства стала частью программы перевооружения, которая началась при Сердюкове. В декабре 2011 года представители Минобороны и IVECO подписали контракт на производство бронемашин «Рысь» на воронежском ООО «МВПС» – совместном предприятии ОАО «Оборонсервис» и итальянского концерна. Критики проекта обращали внимание на слабую защищенность машины, а также на ее плохую адаптированность к российским реалиям (например, на плохую проходимость). Одним из аргументов противников сделки была и высокая стоимость «итальянцев». После снятия Сердюкова с должности Министерство обороны решило отказаться от дальнейшей закупки итальянских комплектов для броневиков. В январе 2013 года главком сухопутных войск Владимир Чиркин заявил, что о продолжении поставок итальянских «Рысей» в Россию речи не идет.