Этап чемпионата России по кроссу: от «козликов» до грузовиков
Карбюраторы вместо высоких технологий? Гонки на автомобилях, давно снятых с производства? Есть и такие, причем эти состязания относятся к исконно российским видам автоспорта. Неужели на них хоть кто-то приходит смотреть? Приходят! Семьями. И проводят на незамысловатых трибунах весь световой день.
Армейский УАЗ, или попросту «козлик», совершенно не похож на болид. Но как захватывающе смотрится масстарт десяти отечественных полноприводников на обледенелой кроссовой трассе! Мятые борта и крылья здесь скорее правило, чем исключение. Если же это финал с интригой — даст ли хоть кто-то бой ульяновским (читай – заводским) пилотам, – то и подавно. А теперь представьте, что заезд выигрывает гонщик, стартовавший с последнего ряда. И на позицию лидера он продирается всего за несколько сот метров до финиша. Класс! Такие гонки смотреть очень интересно, в отличие от ряда мировых чемпионатов, где победителя несложно угадать еще до старта очередного сезона.
Поведение короткобазного «козлика» на льду – отдельная тема. Не надо быть гурманом от автоспорта и даже матерым водителем, чтобы понять: мчать по льду на УАЗе – великое искусство.
Давно уже не сходят с конвейера ЗИЛы-130. Да и сам завод имени Лихачева уже стал историей. Зато заезды зиловских грузовиков – украшение любого кросса. Двигатели с карбюраторами, задний привод, штатные покрышки без шипов! Разрешена только нарезка шашек протектора для лучшего сцепления с дорожным покрытием. И с этим арсеналом четырехтонные махины покоряют обледенелую трассу. Одна ошибка в траектории, и грузовику не хватит скорости, чтобы забраться вверх по крутому склону. Одно неверное движение рулем – вылет на снежный бруствер или авария. Фантастическое зрелище! Пилоты этих машин – настоящие виртуозы.
Сколько раз доводилось видеть рекламу автомобильных соревнований и полупустые трибуны. Здесь же, на кроссе, зрители из числа преданных поклонников. Ни рекламы, ни перетяжек, ни афиш, а люди совершенно непонятными путями узнают о гонках, и аншлаг обеспечен. Да, трибун немного, но они заполнены. Новичков сюда буквально приводят за руку те, кто смотрит кросс годами. Все держится исключительно на энтузиазме.
Будет ли иначе? Хотелось бы верить, а пока один из самых зрелищных видов автоспорта остается зрелищем для узкого круга посвященных.