Запчасти: покупать ли оригинал?
Достойна ли альтернатива?
Чтобы досконально разобраться в данной проблеме и оценить возможные последствия для автопредприятий, журнал «Рейс» обратился к руководству Автоколонны 1417 из города Коломны Московской области с предложением обсудить данную проблему. На территории Автоколонны 1417 состоялся круглый стол «Сервисное обслуживание современных автобусов», в рамках которого были рассмотрены вопросы использования оригинальных и альтернативных запасных частей, а также технологий, позволяющих поддерживать подвижной состав в рабочем состоянии.
Участники круглого стола – крупные игроки бизнеса пассажирских перевозок и официальные представители эксплуатируемых ими автобусов, производители автомобильной техники ООО «ЕвоБус Русслэнд» (автобусы Mercedes-Benz, Setra), ООО «Хендэ КомТранс», ООО «Скания Сервис» и ООО «MAН Трак энд Бас РУС». От автоколонны присутствовал коллектив руководителей структурных подразделений во главе с генеральным директором Николаем Сиделевым и директор автоколонны 1793 из города Орехово-Зуево Андрей Гришин.
В процессе обсуждения проблемы и анализа представленных на специально подготовленной для круглого стола выставке оригинальных и альтернативных запчастей выявилась редко встречающаяся близость позиций производителей транспортных средств и автоперевозчиков в вопросе применения альтернативных запасных частей. Мы попробовали разобрать все плюсы и минусы использования тех или иных комплектующих, с тем чтобы руководитель любого автопредприятия смог принять решение исходя из своих условий и возможностей.
Площадка
Почему в качестве площадки для обсуждения обозначенной выше темы была взята именно Автоколонна 1417? Дело в том, что предприятие начало активно развивать обслуживание и ремонт подвижного состава, в частности, импортных автобусов междугороднего класса еще в 2002 году и более чем за десять лет накопило огромный пласт знаний, наработок и полезной информации, которые позволяют оценить реальную выгоду от применения оригинальных и альтернативных комплектующих, а также пролить свет на ситуацию, сложившуюся на рынке с введением в действие 223 Федерального закона, регламентирующего порядок закупок запасных частей. Кроме того, автоколонна активно развивает междугородние перевозки, что также откладывает свой отпечаток на качество как самого подвижного состава, так и его обслуживания, ремонта. Это сложно, но вполне реально, тем более что в случае успеха автопредприятие имеет все шансы переманить к себе клиентов, которые ранее пользовались услугами железной дороги. Еще в начале развития туризма коломенское автопредприятие столкнулось с проблемой отсутствия качественного комплексного сервисного обслуживания для импортных автобусов, а они, к слову, были в основном с пробегом. Новых машин было относительно немного. Автобусы ломались, становились в ремонт, простой же техники приводил к финансовым потерям. Развитие сервисной структуры началось с налаживания деловых отношений с представительствами компаний – производителей техники. Одним из первых было соглашение с ООО «ЕвоБус Русслэнд» и получение официального статуса сервисного партнера. Далее сотрудничество привело к тому, что была произведена замена автомобилей «Газель» на Mercedes Sprinter, работавших на линиях маршрутных такси. Это позволило сравнить эффективность перевозок на различных по стоимости машинах. Сделанные выводы вылились в запуск на базе автоколонны сборочного производства автомобилей Mercedes-Benz Sprinter (2005 год). Данный факт в истории предприятия очень важен, так как позволяет специалистам а/к 1417 давать объективную оценку оригинальным и 7альтернативным комплектующим. Заметим, что всего на площадях автопредприятия было собрано 499 автобусов. Сегодня по стопам автоколонны в сегменте сборки «маршруток» идут сотни компаний-сборщиков по всей России. Положительный опыт сотрудничества имеется и с компаний ООО «MAН Трак энд Бас РУС», автобусы которой также стоят на балансе автопредприятия. Из последних проектов с участием автоколонны стоит назвать приобретение автобусов Hyundai Universe в количестве 450 штук для «Мострансавто». Техника работает на маршрутах уже более года. Для справки, в автоколонне 1417 таких автобусов 10 шт. Кроме того, предприятие будет поставлять автобусы для обслуживания Олимпиады.
Мнение
НИКОЛАЙ СИДЕЛЕВ, директор Автоколонны 1417
– Проблемы в снабжении запасными частями мы решаем в следующем порядке. Например, на территории нашего автопредприятия имеется большой склад запасных частей, организованный совместно с компанией ООО «ЕвоБус Русслэнд». Неснижаемые запасы рассчитываются специальной программой. Наш партнер «заморозил» в виде запчастей сумму, равную 150 миллионам рублей, что гарантирует поставку деталей покупателям в самые короткие сроки и, что немаловажно, приемлемый уровень цен. При этом перевозчику нет никакой надобности изучать, чем отличается одно изделие от другого. Перевозчик должен выполнять свою основную работу – перевозить людей и грузы. А за запчасти пусть полностью отвечает производитель автомобиля, который осуществляет и поставку оригинальных запасных частей.
Также для нас, перевозчиков, важными показателями являются показатели стоимости владения транспортными средствами и остаточной их стоимости. Для наглядности приведу пример по остаточной (продажной) стоимости автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, которые работали в качестве маршрутного такси. Машины были взяты в лизинг на срок 48 месяцев. Обслуживались на базе собственного технического центра с применением оригинальных запасных частей по технологиям фирмы-производителя. Срок эксплуатации шесть лет. Пробег автомобилей за указанный срок составил около 600 000 км. Цена машин на аукционе составила 580 000 рублей. Стоимость машин от других предприятий, которые обслуживались с использованием альтернативных комплектующих, не дотягивала и до 300 000 руб. Это существенная разница.
Мнение
АЛЕКСАНДР УМЯРОВ, главный инженер, Автоколонна 1417
– Принятие закона №223 преследовало цель наведения порядка в экономике, но, увы, в нем оказались некоторые недоработки, которые требуют исправления. Мостранс недавно сменил поставщика горючего. Теперь мы получаем горючее от компании «Газпром-нефть», а ранее топливо было не столь высокого качества. А как известно, от его свойств зависит состояние двигателя и интенсивность окисления моторного масла. Со сменой поставщика мы зафиксировали улучшение коэффициента выхода автобусов на линию, в том числе и в морозы. Также была отмечена и положительная динамика в ходимости моторных масел, что было зафиксировано с нашими партнерами – представителями производителей смазочных материалов. Напомню, автоколонна постоянно проводит мониторинг моторных масел с целью определения оптимального интервала их замены. Так в 2002-2003 годах, когда мы начали сотрудничество с компаний Mobil, на ряде автобусов были определены оптимальные интервалы замены масел, а также подобраны продукты, наилучшим образом подходящие под конкретный тип подвижного состава. Весьма успешная работа в данном направлении идет с компаниями Shell и Castrol. Мы не можем замыкаться на одном поставщике, так как любой сбой в поставках может привести к простою машин, срыву перевозок и финансовым потерям. Сейчас, когда поставщика масел определяют электронные торги, накопленный нами опыт может быть попросту аннулирован, так как продукты, заливаемые в моторы, коробки передач и мосты от альтернативного производителя могут иметь различные с прошедшими испытания смазками физико-химические показатели, и ситуация, сложившаяся с аккумуляторными батареями, повторится. Особенно тревожит на этом фоне судьба моторов Caterpillar, устанавливаемых на автобусах ЛиАЗ, в том числе сочлененных. Дизели работают в жестких условиях, зачастую на пределе своих возможностей, и поэтому к смазочным материалам, применяемым в них, мы относимся особо ревностно. Как поведут себя дизеля на смазках, которые мы будем вынуждены закупать по закону и насколько придется сократить срок их службы, чтобы обеспечить защиту моторов? Вот вопросы, которые придется решать в экстренном режиме. Кстати, тесные связи с производителями техники нужны еще и потому, что нам как перевозчикам порой приходится идти на крайние меры для улучшения надежности работы подвижного состава. Так, чтобы сократить издержки на обслуживание и ремонт моторов Caterpillar, мы на одном из автобусов ЛиАЗ в качестве эксперимента заменили его на силовой агрегат MAN (Евро-4). Результат оказался положительным, а завод дал свое разрешение на эксплуатацию модернизированной машины. Интересно, а какой силовой агрегат нам удалось бы приобрести, если тендер был выставлен на торги и чем закончилась бы данная модернизация?
Из закона 223
Федеральный Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятый 18 июля 2011 года, вступил в силу с 1 января 2012 года. Целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Настоящий ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Статья 3 ФЗ устанавливает принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг. Пункт 1 этой статьи определяет принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ и услуг:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Законность выбора
Для того чтобы иметь конкурентные преимущества, необходимо поддерживать подвижной состав в состоянии высокой технической готовности. Для этого необходимо не только грамотно проводить регламентные и ремонтные работы, но и использовать только качественные запасные части. Казалось бы, что проще – покупай оригинальные детали или запасные части высокого качества от проверенных поставщиков и работай спокойно. Однако согласно действующему сегодня закону 223, регламентирующему закупку запасных частей, автопредприятия обязаны приобретать нужные детали через процедуру торгов. Победителем становится тот, кто дает самую привлекательную цену. Правда, в законе есть оговорка, что приобретать можно «с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции», но как его документально зафиксировать, этот жизненный цикл? Парадокс заключается еще и в том, что, приобретая новый автобус, находящийся на гарантии, перевозчик скорее всего вынужден будет обслуживать его с применением альтернативных запасных частей, в то время как производитель техники требует в гарантийный период использовать только оригинальные комплектующие. При этом частные предприятия не подчиняются закону 223 и поэтому имеют перед фирмами с государственным участием (более 50%) преимущества в выборе поставщиков запасных частей и марок.
Мнение
ПЕТР КАЦ, директор по сервису и гарантийному обслуживанию, «MAН Трак энд Бас РУС»
– Разница между оригинальной и неоригинальной деталями очевидна и проста. Оригинал всегда идеально точно становится на свое место, ремонт ведется по строго заводским технологиям, а экономический эффект от применения качественной запасной части максимален. Главная задача производителя техники – донести оригинальные детали до конечного клиента. Спору нет, стоимость оригинала может быть выше стоимости аналога неизвестного происхождения и качества. Но, подчеркну: говорить всегда стоит не о затратах на покупку запасных частей, а о стоимости владения транспортным средством. Практика показывает, что оригинальные детали имеют более длительный срок службы, и вся конструкция в целом работает с ними более надежно. Именно это и позволяет в конечном итоге снизить стоимость владения машиной за счет увеличенного ресурса техники. Что касается построения ценовой политики по оригинальным компонентам, то продавец с перевозчиком могут и должны приходить к устраивающему обе стороны варианту – и в этом заключается искусство взаимодействия. Что касается восстановленных запасных частей, и в частности, проблемы вывоза силовых агрегатов на ремонт в Европу, то, я считаю, что данная задача может решаться, например, путем выкупа агрегата у перевозчика с произведением оценки. Главное – чтобы силовой агрегат стоял на балансе автопредприятия. Да, объем документов, которые необходимо оформить – приличный, однако ненамного больше, чем требуется для ввоза в Россию нового мотора. Естественно, рентабельность бизнеса будет напрямую зависеть от оборота агрегатов.
Безопасность
Принято считать, что использование неоригинальных или контрафактных запасных частей в ряде случаев приводит к тому, что на дорогах случаются аварии, в которых, к сожалению, страдает не только техника, но и гибнут люди. Но так ли это на самом деле? Статистики, которая отражала бы зависимость между качеством деталей и количеством аварий, произошедших по вине контрафактных и низкокачественных запасных частей, нет. Тем более что в случае человеческих жертв разбор полетов ведется уже не на территории автопредприятия, чья машина попала в ДТП, а в прокуратуре, где с перевозчика спросят, почему он использовал некачественные запасные части и довел технику до состояния, когда не обеспечивалась должная безопасность перевозок. Заметим, что механик автопредприятия, выпуская на линию автобус, несет за него ответственность, вплоть до уголовной. Но он не может повлиять на то, какие запасные части будут использоваться для обслуживания и ремонта подвижного состава, а неприятности с техникой, в частности, аварийные разрушения узлов и агрегатов, происходят зачастую внезапно. Попало колесо в яму – рычаг и лопнул, рулевая тяга разобралась, тормоз заклинило и так далее. Возникает резонный вопрос: «Учитывает ли производитель оригинальной запасной части глубину этой самой ямы, в которую попало колесо, или все три детали (оригинал, альтернативная и контрафактная) как одна вышли бы в данном случае из строя?» Где критерий, по которому идет оценка прочности? Правда, «для прокурора» использование оригинальных запчастей все же лучше, чем от сторонних производителей.
Весомых, подтвержденных экспертизами доказательств того, что альтернативные запасные части опасны, увы, пока нет.
Мнение
ИГОРЬ ЕРШОВ, заместитель генерального директора по сервису «Скания Сервис»
– Наше участие в круглом столе было во многом определенo предстоящими поставками автобусов производства Голицынского автобусного завода, которые будут обеспечивать пассажирские перевозки в Сочи во время проведения Олимпийских игр. Все автобусы будут изготовлены на шасси производства Scania. Нас волнуют проблемы, которые могут возникнуть в связи с действием 223 Федерального закона в процессе сервисной поддержки техники (выполнения гарантийных обязательств) как во время работы машин на сочинских маршрутах, так и после завершения Олимпиады на маршрутах Московской области. Сервисный контракт, который готовится со стороны «Скания Сервис» и ГУП МО «Мострансавто», очень сильно тормозится именно 223 законом, так как обеспечение оригинальными запчастями и технологиями натыкается на принцип «минимальной цены» по условиям тендера, что практически не сопоставимо с ценами на оригинальные запасные части. Согласно разрабатываемой программы сервисной поддержки продукции Scania в предприятиях «Мострансавто», мы организуем с нашими партнерами так называемые «клиентские мастерские», в которых будет ремонтироваться и обслуживаться техника. Одна из таких мастерских будет и на базе автоколонны №1417. Технический персонал мы обучим, специальными инструментами и технологией обеспечим, а гарантировать наполнение складов оригинальными запасными частями и расходными материалами, увы, возможно, не сможем, так как оригинальные детали по ряду позиций обойдутся дороже альтернативных.
Почему по ряду позиций? Потому что мы имеем положительный опыт игры на электронных торгах и можем в некоторых ситуациях пробиться сквозь пласт поставщиков, предлагающих более дешевые запасные части. Пути для этого: совместная работа с национальным дистрибьютором над ценообразованием и продажа восстановленных агрегатов. Слово «восстановленный» не должно пугать перевозчика, так как ресурс «восстановленного оригинала» ничем не уступает новой детали. Это гарантирует Scania. Однако это не покрывает всю номенклатуру запасных частей. Также отмечу, что восстановление агрегатов производится исключительно на заводах фирмы. У серьезных автопроизводителей восстановленные агрегаты по своим техническим характеристикам, показателям надежности и ресурса ничем не уступают новым. К сожалению, существует серьезная проблема по процедурам передачи агрегата на расположенный за рубежом завод для восстановления. Это экспорт, а отлаженной системы документооборота, которая учитывала бы все нюансы таможенного законодательства России, чтобы обеспечить возврат агрегатов и узлов на восстановление, нет. В результате владелец ТС лишается возможности получать качественные запчасти по доступной цене и вынужден доплачивать к цене восстановленной детали остаточную стоимость детали до восстановления. Ассортимент восстановленных деталей достаточно велик. Это не только крупные, но и относительно небольшие узлы, например, турбины, генераторы, стартеры.