На холостых оборотах: почему пустеют конвейеры российских автозаводов
Формула успеха от Hyundai
Помимо традиционных финансовых показателей предприятий эффективность производства в автомобильной промышленности измеряется, в том числе, и количеством выпущенных автомобилей на одного работника. Среди российских автозаводов лучший результат оказался на счету завода Hyundai в Петербурге. На нем работает 2200 сотрудников, которые по итогам I полугодия выпустили 110,2 тыс. Hyundai Solaris и Kia Rio, то есть примерно 50 машин на каждого. Стоит отметить, что это значительно превосходит показатели даже предприятий, занимающихся отверточной сборкой, притом что Hyundai на своем заводе осуществляет не только сварку, окраску кузова и сборку автомобилей, но и штамповку крупных кузовных панелей. Надо сказать, что российский завод Hyundai изначально планировался как высокоэффективное предприятие и стал, пожалуй, самым современным в стране. Высокий уровень автоматизации производства обеспечивают более 180 промышленных роботов. Что касается организации производственного процесса, на предприятии действует четкое разделение компетенций между самим заводом, поставщиками автокомпонентов, логистическими компаниями и другими участниками процесса производства автомобилей.
«Ключевым показателем эффективности предприятия для нашей компании является не количество автомобилей, произведенных в пересчете на одного сотрудника, а степень загруженности производственных мощностей, количество автомобилей, которые были произведены без ремонта, прибыль», – отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева.
Ситуацию на заводе Hyundai гендиректор Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин объясняет максимальной загрузкой его мощностей. Действительно, с самого открытия в 2011 году это предприятие работает на пределе своих возможностей, став единственным в России, на работе которого кризис практически не сказался. Благодаря умеренной ценовой политике компании Hyundai Solaris и Kia Rio выбились в безусловные лидеры продаж, наращивая долю на падающем рынке. Вместе с тем российский завод Hyundai в этом году расширил географию экспорта, начав поставки Hyundai Solaris в Египет и Ливан, что обеспечило дополнительную загрузку мощностей. Спрос на свою продукцию предприятие намерено поддержать выпуском нового компактного кроссовера Hyundai Creta и нового поколения Solaris, которые появятся на петербургском конвейере уже в следующем году.
У «Автотора» забрали «отвертку»
Одним из лидеров по количеству произведенных машин на одного работника традиционно является калининградский «Автотор». Это предприятие по-прежнему выпускает автомобили методом крупноузловой сборки, поэтому его высокая производительность неудивительна, отмечает директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф Сити» Владимир Мирошников. Так, около 2000 работников «Автотора» за январь-июнь собрали 43,9 тыс. иномарок, то есть около 22 машин на каждого. Впрочем, в нынешнем году этот показатель на калининградском заводе значительно снизился — сказался уход General Motors, который обеспечивал более 35% загрузки мощностей предприятия. Из-за потери крупнейшего заказчика «Автотор» был вынужден заморозить часть производственных линий и сократить 500 работников. С другой стороны, «Автотор», который с апреля будущего года лишится льгот на беспошлинный ввод машинокомплектов, постепенно отходит от крупноузловой сборки, углубляя технологию производства. На предприятии созданы новые мощности по выпуску 50 тыс. автомобилей со сваркой и окраской кузовов, где сегодня выпускаются модели Kia Sportage и Cerato. Кроме того, в этом году были построены еще два новых корпуса для размещения линий сварки под новые проекты – в настоящее время «Автотор» ведет переговоры о сотрудничестве с несколькими автопроизводителями.
Как отмечают на калининградском предприятии, сравнивать показатели производительности сегодня не совсем корректно, поскольку рынок не просто упал, а рухнул, и объемы производства у автопроизводителей фактически сократились вдвое. При этом количество занятых на конвейере работников существенно не изменилось, ведь сокращения на предприятиях – это крайняя мера, на которую автопроизводители идут только тогда, когда остальные возможности оптимизации уже исчерпаны. Но когда рынок поднимется, нужно будет обеспечивать выполнение увеличенных объемов заказа, и потребуются люди. А на обучение новых специалистов, подготовку квалифицированных кадров уйдет очень много времени.
«Регулирование трудовых ресурсов относительно объемов производства – процесс довольно сложный, предприятиям не так просто существенно сократить персонал из-за недозагрузки», – соглашается Михаил Чаплыгин.