Эволюция ветрового стекла: сумма технологий
Начнем с того, что термин «лобовое стекло» – вполне разговорный и устоявшийся, но не очень верный. В русскоязычных технических справочниках и документации доминирует исключительно «ветровое». В англоязычной традиции ветровое стекло именуют windscreen и windshield – дословно «ветровой экран» или «ветровой щит», но никак не лобовой и даже не передний. Так оно правильнее, потому что его первоначальное и единственное на момент рождения назначение – защищать экипаж автомобиля от ветра. Ну и заодно от «встречного» мусора с пылью и насекомыми.
Очки-консервы, коими пользовались автомобилисты-пионеры, почти сразу ушли в прошлое. Как только машины стали не уникальным артефактом, а товаром, пригодным для продажи, возникла идея установить ветровое стекло. На крытых конных повозках так не делали – применяли только боковые окна, поэтому пришлось вырабатывать концепцию с нуля: форму и методы крепления.
Триплекс и уплотнитель
Разобраться, когда и где впервые появился windscreen, непросто. Многие источники почему-то упорно называют Ford Model T 1913 года, упоминая, что стекло было круглое, защищало только водителя и крепилось с помощью держателя, установленного на рулевой колонке. Похоже, это неверно: ветровое стекло фигурирует и на фотографиях более ранних «тэшек», причем в нормальной прямоугольной конфигурации и в полноценной рамке. Да и на других моделях тоже, например Rolls-Royce Silver Ghost 1907 года – со сложной многосекционной конструкцией.
Поэтому больше доверия вызывают историки, указывающие на 1899 год, когда Марсель Рено построил полностью остекленный самодвижущийся двухместный экипаж.
Все стекла того времени, разумеется, были плоские, сначала – обычные строительные, чуть позже – закаленные. Хотя еще в 1909 году француз Эдуард Бенедиктус запатентовал многослойное ламинированное стекло Triplex. Осенило его, когда, уронив колбу с остатками нитроцеллюлозы, он обнаружил, что склянка растрескалась, но не распалась на осколки. Сообщается, что уже в 1911 году Бенедиктус создал предприятие по выпуску автомобильных стекол. Производство было сложное и кропотливое, а продукция дорогой, поэтому заказы шли, в основном, разовые — от многочисленных кузовных ателье.
Клеящей прослойкой между двумя стеклами был лист целлулоида, который по ходу эксплуатации довольно быстро мутнел и желтел. Потому изобретатели долго совершенствовали составы полимерного слоя, пока не добились достойных результатов – поливинилбутиральная пленка, появившаяся в 1938 году, всех устроила. К слову, модернизированная технология PVB применяется до сих пор.
На конвейеры главных заводов триплекс окончательно пришел в конце 1920-х. Проектировщики постепенно отказались от разного рода откидных, сдвижных и складных стекол, а устанавливать их стали «намертво» на резиновый молдинг-уплотнитель, обеспечивавший достаточную герметичность соединения. Забегая вперед, этот метод крепления прожил очень долго – первые машины с вклеенным ветровым стеклом появились только в 1973 году (Audi 100 в Европе и Oldsmobile Cutlass в США).
Надо гнуть!
В 1930-х на мировом рынке победила V-образная концепция – ветровое стекло из двух частей, с дополнительной стойкой посередине. Вертикальное или почти вертикальное расположение ушло в прошлое – только под наклоном! Эпоха угловатых «каретоподобных» экипажей закончилась. Этому предшествовали активные разработки и исследования «безумных ученых» в области аэродинамики – в их числе необходимо упомянуть Эдмунда Румплера и Пауля Ярая, оказавших огромное влияние на автомобильный дизайн.
Затем примерно лет десять ушло на мировую войну и создание технологии массового производства гнутых стекол. В этом направлении работали многие, и назвать кого-то самого первого затруднительно. Но, определенно, одним из технологических лидеров в этот период был Cadillac, автор множества новаций и законодатель мод. Считается, что именно на серийном Кадиллаке в 1948 году появились гнутые стекла – хотя и по-прежнему составленные из двух половинок. Но и тут есть альтернативный вариант – Studebaker в 1947-м.
Любопытно, что в этой области автопром СССР шел практически в ногу со временем, не особо отставая от американцев и даже опережая послевоенную Европу. В апреле 1956 года начался выпуск Москвича-402 с гнутыми ветровым и задним стеклами.
Площадь ветрового стекла планомерно увеличивалась: за счет большего наклона, увеличения амплитуды изгиба и высоты. Конструкторы таким способом улучшали обзорность, что способствовало повышению безопасности. Все это привело к появлению так называемого панорамного стекла, чьи боковины были сильно загнуты. Новатором-застрельщиком опять-таки выступил Cadillac с моделью Eldorado 1953 года.
Конец 1950-х ознаменовался множеством экспериментов с «панорамами». В эти же годы появились различные варианты тонировки и первые атермальные стекла. И кое-кто уже пробовал «загнуть» стекло, прихватив немного крыши – это создавало для водителя и пассажиров иллюзию увеличенных свободы и простора, а попутно позволяло лучше видеть светофоры.