Любимая машина СССР — ретротест той самой «Волги с оленем»

В современном серо-бело-черном городском потоке эта Волга выделяется не только двухцветной окраской, но и величавой осанкой. Высокая, солидная машина вальяжно плывет, не подчиняясь законам современной суеты. И уважать ее можно уже за одно только это.

Оттепель

Во второй половине 1950‑х атмосфера в Советском Союзе стала теплее и ярче. Разноцветность – один из символов того времени. Вот и ромашка – эмблема Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и ставшего самым крупным за всю историю – была пятицветной.

В Москву тем летом съехалось столько иностранцев, сколько обычный гражданин СССР за всю жизнь не увидел бы. Они были веселые, шумные и очень яркие. Советская молодежь тоже стала одеваться по-другому, пусть не всегда со вкусом, а иногда даже пестро до эпатажа. Кто-то стиляг презирал, иные им симпатизировали, но картину советской жизни они уж точно расцвечивали.

До начала 1960‑х на бампере Волги стояли мощные клыки. Звезду на решетке радиатора ставили лишь на машины ­первой серии.

Специально к фестивалю 1957‑го автобусы и грузовики, перевозящие по городу 34 тысячи гостей, окрасили необычными яркими красками. И новый советский автомобиль с новым именем Волга, стартовавший в 1956‑м вскоре после первопроходца оттепели – Москвича‑402, органично въехал в эту яркую эпоху.

Тем более что часть новых горьковских машин были тоже непривычными по окрасу – двухцветными. Как эта Волга 1958 года, с которой мы знакомимся. Кстати, при реставрации цвет автомобиля был придирчиво откорректирован, в том числе и по фильму «К Черному морю», оказавшемуся на пике популярности в стране именно в 1957 году.

ПОЕДЕМ В КИНО!

Волги первого поколения стали героинями второго плана веселых оттепельных фильмов.

Русская река

Проектирование модели, призванной сменить Победу, начали в первой половине 1950‑х. По меркам более позднего советского времени автомобиль создали феноменально быстро: уже в 1955 году на испытания вышли опытные образцы. Победе ГАЗ-М20, к слову, еще и десяти лет не было. Делали ее, правда, аж до 1958 года. Но если вспомнить, сколько лет потом выпускали ГАЗ‑24 или Жигули, то конвейерный век ни Победы, ни 21‑й Волги долгим не покажется.

В Волгу вложили всё новое и лучшее, что мог позволить себе в те годы Горьковский автозавод. Совершенно новый кузов. Верхнеклапанный мотор объемом 2,45 л развивал вполне приличную для тех лет мощность 70, а потом и 75 л.с. На самые первые Волги ставили, правда, модернизированный нижнеклапанный двигатель Победы с увеличенным до 2,4 л объемом (65 л.с.).

Комбинация приборов с элегантным голубым «колпаком» сделана в стиле американского Форда. Колер дверных карт – тоже в общей цветовой палитре автомобиля.

Заметно переработали переднюю подвеску. От Победы с минимальными изменениями осталась лишь трехступенчатая коробка передач. Но ведь такую коробку планировали, в основном, для машин-такси. А основным агрегатом должен был стать трехступенчатый автомат! ­Первый в СССР!

Конечно, Волгу делали не без американского влияния, но копией конкретной модели она не была. На Ford Mainline 1952 года, который, как и несколько иных зарубежных аналогов, был на заводе, советская машина похожа примерно в той же степени, в который большинство автомобилей подобного класса в те годы напоминали друг друга. Тем более, что ГАЗ-М21, в отличие от американских рамных аналогов, имел несущий кузов.

Ранняя версия двигателя рабочим объемом 2,45 л развивала 70 л.с.

А вот автоматическая коробка для Волги действительно была фордовская, правда, немного переработанная.

Один из создателей этой коробки Борис Дехтяр рассказывал некогда, что работу провели грамотно. Но от автомата на Волге вскоре после начала выпуска отказались. Ни в поточном производстве, ни тем более в обслуживании сложный агрегат не соответствовал советским реалиям. Даже масло для коробки было не достать. Одно дело – мелкосерийные Чайки, все-таки получившие автоматы и старательно обслуживаемые в начальственных гаражах. Другое – массовый автомобиль, особенно где-нибудь в глубинке.

Радиатор ГАЗ‑21 с жалюзи. На ранних Волгах сверху стоял датчик температуры воды.

Рассказывали, что владельцы первых Волг с автоматами писали письма, а иногда и приезжали на завод, просили, а иной раз и требовали заменить хитрую коробку на обычную, простую и понятную трехступенчатую механику с синхронизаторами на второй и третьей. Машин с автоматами сделали несколько сотен (по некоторым оценкам – чуть больше тысячи). Однако неизбалованные советские граждане отсутствие такой роскоши трагедией не восприняли. Величавая машина с оленем на капоте все равно стала для страны огромным и радостным событием.

Продолжение – на следующей странице

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в