Шприцевание, вулканизация и другие «развлечения» советских автолюбителей
Во времена СССР часто даже те, чьи профессии были очень далеки от техники, старались освоить хотя бы некоторые навыки обслуживания и ремонта своих машин. Ведь это было не только необходимостью, но отчасти и делом чести.
Образование: среднее специальное
Если советская женщина была обязана уметь готовить еду (и не из того, из чего хочется, а из того, что удалось достать), зашивать и штопать, а в идеале еще и шить, вязать, то мужчина, владеющий автомобилем, просто обязан был уметь хоть как-то его обслужить, а еще лучше – хоть что-то отремонтировать. Так считали пусть и не все, но очень многие.
Попасть во времена СССР на автосервис было совсем не просто. А те, кому это удавалось, далеко не всегда оставались довольны результатом. Найти частного авторемонтника с высокой квалификацией тоже могли далеко не все. Да, и лишних денег для найма специалиста во многих советских семьях не было.
Вот и приходилось хоть что-то делать самому. А желательно и совершенствовать свои навыки по принципу: от простому к хотя бы относительно сложному.
От масленки до манжеты
Помыть машину для советского автолюбителя – не только необходимость, поскольку моек многие десятилетия фактически не было, но и удовольствие. Автомобили мыли не только на территории гаражных кооперативов, но и просто во дворах и даже возле водоемов. Это считали обычным делом. Правда, и автомобилей было, конечно, меньше. В «банных процедурах» участвовали часто все члены семьи.
Поменять масло в двигателе и фильтр – далеко не самая сложная операция. Делали это и без подъемника, и без смотровой ямы, просто подсовывая под мотор старый таз и залезая под автомобиль вслед за ним. Осталось придумать, куда деть отработку. Но некоторые ей пропитывали, например, дерево, из которого строили домики на садовых участках.
В свое время бытовала шутка, что опытный владелец Волги умеет смазать все необходимые точки с помощью шприца, не испачкавшись – в костюме и галстуке. На Волгах пресс-масленки сохранялись дольше, чем на других советских автомобилях. Смазки требовали узлы подвески, рулевого управления, карданный вал.
Процедура под названием «шприцевание» была несложной, но все же требовала определенных навыков и терпения. Правда, многие владельцы Волги, самой престижной в СССР машины, этим делом самостоятельно не занимались, поскольку имели средства и связи, необходимые для того, чтобы доверить машину профессионалам. А на остальных автомобилях от модели к модели число точек смазки постепенно уменьшалось.
Советуясь с более опытными автолюбителями и внимательно штудируя руководства по эксплуатации машин и иные популярные в те времена издания, непрофессиональные, но уже относительно продвинутые ремонтники-любители осваивали и иные несложные операции. Например, контроль зазора между электродами свечей и их замену.
Многие могли поменять ремень навесных агрегатов, отрегулировать подшипники ступиц передних колес. Необходимость в такой операции пропала, когда появились переднеприводные модели и от конусных подшипников отказались.
Относительно несложными операциями считали замену тормозных колодок и даже манжет цилиндров барабанных тормозов. Правда, эти работы требовали уже немного более профессиональных навыков и чуть более продвинутого инструмента.
Кроме того, для прокачки тормозов требовался помощник, который нажимал педаль. Но для этого немудреного дела можно было привлечь не только соседа по гаражу или стоянке, но и жену или ребенка.