Ноябрь 1930 года официально принято считать месяцем и годом создания «Торпедо». 1931 год — первый сезон будущих торпедовцев (а пока АМО) в высшей лиге первенства Москвы. Коллектив АМО в финальном турнире осеннего первенства был пятым, пропустив вперёд «Динамо», СКиТ (Союз Кооперации и Торговли), «Серп и молот» и ЗКП (завод «Красный пролетарий»). Руководил командой Сергей Троицкий, в роли играющего тренера был Виктор Маслов. В течение первых трёх лет за коллектив АМО (ЗИС) некоторое время выступали: Михаил Рущинский, Михаил Путистин, Константин Щегоцкий — будущие киевские динамовцы, Виктор Дубинин — будущий московский динамовец, Александр Шапошников и Михаил Сушков — впоследствии первый президент клуба «Кожаный мяч». 1936 — Первый розыгрыш Первенства страны среди клубов. Коллектив получает новое название — «Торпедо».
Всё очевидно. Ищите глубже, из времени до "борьбы с космополитизмом". В инструкциях "после" вся подобная терминология была тщательно вычищена. Особенно прикольны тогдашние авиационные тексты - там просто понять тяжело, о чём речь, после замены "лонжерона" на "балку", "нервюры" на "балочку" и прочие улучшизмы.
Замечу только, что ксероксами копировальные аппараты сдали называть _задолго_ до сколько нибудь заметного распространения аппаратов именно фирмы Ксерокс в СССР. Более того, его и не было никогда, этого массового распространения.
С феродо та же история. Материалы именно от феродо использовались весьма редко.
Кажется мне, вы недопонимаете тогдашнюю автомобильную среду. Это были не нынешние автолюбители, а сообщество, весьма закрытое, старательно подбирающее все экзотические термины.
Впрочем, предлагаю сойтись в том, что каждый останется при своём мнении. Не кажется мне это обсуждение таким уж интересным, чтобы дальше тратить на него время. Извините.
Вы просто очень мало живете на нашей планете,
"Торпедо" относительно к панели приборов было в автомобильном лексиконе нашей страны задолго до появления ВАЗ 2108 ,как впрочем и самого автоВАЗа в целом.
Как пример ,инструкция к автомобилю "Победа", где данное слово применено более сотни раз.
Согласитесь, что про немецкую фирму вообще могли знать только специалисты.
А кто у нас знал про Ксерокс? Да и колодки тормозные, изготовленные именно Ферродо, можно сказать, почти никто не видел.
Ассоциаций с торпедой в салонах машин времён, когда термин вошёл в употребление - никаких вообще. А вот фирма Торпедо производило достаточно уникальное изделие - приборную доску как единый и декоративный элемент. В то время больше было распространено по отдельности вставлять каждый прибор или переключатель в железяку передней панели, как это можно увидеть в УАЗ-469.
Название "торпедо" и перенеслось на приборку, а позже, когда передняя панель стала не просто конструктивным, но и декоративным элементом - и на неё. В общем, в статье правильно написано в том числе и о причинах.
Вы действительно считаете, что переднюю панель самар стали называть торпедой только из-за внешнего сходства со снарядом? А почему не сигарой или ракетой, например? Сходства столько же. Да кусок бордюрного камня больше напоминает переднюю панель самар. Торпеда - термин довольно специфический, чтобы вот так без особых предпосылок прижиться. Полагаю, такой предпосылкой стало слово торпедо. Просто со временем безударная "о" на конце слова заменилась на "а", как это бывает с заимствованными словами
Название "торпеда" применительно к передней панели салона зазвучало в моей округе примерно в конце прошлого века. Означало оно переднюю панель самар. Даже в объявлениях писали - высокая торпеда, низкая торпеда. И не требовалось объяснять чем вызвано такое название: именно внешней схожестью с боевым снарядом подлодки: большая, сигарообразная. Даже больше скажу, сначала торпедой называли только высокую панель, а потом уже начали называть и низкую, и лишь после это слово распространилось на другие автомобили. Вспомните: до высокой панели 08-09 предыдущие передние панели массовых машин не обладали полнотой объема по всей длине. И по происхождению неудивительно: что такое торпеды, которыми стреляют подлодки, знают и знали очень многие. То есть, по происхождению это народный термин, такой же как карлсон, граната и кочерга. А вот про немецкую фирму, которая в середине прошлого века что-то производила, вряд ли кто-то из людей слышал. Да и сколько их было, таких фирм, по всему миру. Поэтому и не могли люди вести это слово от немецкой фирмы, а сверху от академиков, пардон, жаргонизмы не спускают. Кстати, поэтому же слово торпеда и не вошло в обиход раньше, хотя фирма существовала в середине прошлого века. И о фирме не знали, и передние панели в целом не напоминали торпеду по форме. И само слово "Торпедо" ассоциировали бы на слух не с ней, а со спортивной командой. А на слух "Торпедо" воспринимали бы не как команду, а именно как торпеду, снаряд подлодки. В общем, мысль автора о происхождении обиходного названия передней панели "торпеда" из-за деятельности немецкой фирмы в корне неверна, этот термин народного происхождения.
но есть одно но. у нас автолюбители такие, что им 200 метров с парковки до подъезда лень дойти, они лучше на газон перед подъездом залезут, а потом смотрят в окно и удивляются грязному двору. а впрочем было бы желание у властей, все бы сделали и парковки и дороги...но его почему то нет.