Кабриолеты и родстеры в России, где большую часть года стоит холодная погода, пользуются весьма ограниченным спросом. И дело не только в нашем климате, но и в цене таких машин, которые сегодня представлены исключительно в премиум-сегменте российского авторынка. Зато российские потребители чаще покупают кабриолеты в эксклюзивных комплектациях.
Падение рубля в конце прошлого года нарушило все традиции российского авторынка. На волне ажиотажного спроса новогодние распродажи были отменены, а ценники на новые и подержанные машины росли вслед за курсом валют. Зато по весне на фоне некоторого укрепления рубля стоимость автомобилей с пробегом вместо сезонного роста стала падать. С учетом рухнувшего спроса на вторичном рынке продавцы зачастую предлагают автомобили даже дешевле, чем до обвала рубля.
Мода на автоматические трансмиссии, уже давно охватившая авторынки развитых стран, за последние годы распространилась и в России. Сегодня каждый второй продаваемый в нашей стране автомобиль оснащен «автоматом», «роботом» или вариатором, и, по прогнозам экспертов, доля таких машин будет только увеличиваться. Этот рост обеспечивали преимущественно загруженные автомобилями и более богатые мегаполисы, где, если верить статистике, люди стали в кризис считать деньги.
В последние годы страны БРИК во главе с Китаем наряду с традиционно крупнейшими рынками США, Японии и Западной Европы все больше определяют расстановку сил в рейтингах автомобильных бестселлеров. Однако из-за кризиса на авторынке вклад нашей страны в глобальные продажи становится все менее значимым. К тому же автомобильные предпочтения россиян имеют свои особенности: в отличие от ведущих мировых автодержав наибольшим спросом у нас пользуются компактные седаны и кроссоверы.
Новые модели Datsun и кроссовер Nissan Terrano стали пионерами в развитии бейдж-инжиниринга на российском рынке. Они набирают все большую популярность у покупателей, тем самым подрывая спрос на своих «доноров»: Lada Granta и Renault Duster стали сбавлять обороты. Разберемся в этом парадоксе.
Автомобили АВТОВАЗа являются самыми популярными на российском рынке на протяжении вот уже многих лет. Причем лидерами продаж в разные годы становились практически все модельные семейства Lada, за исключением малолитражки «Ока» и внедорожника «Нива». Однако в последнее время иномарки упорно вытесняют «Лады» с пьедестала почета, покушаясь и на верхнюю ступеньку.
Падение спроса на автомобили в России сказалось и на положении автопрома соседних стран, для которых наша страна всегда была крупнейшим экспортным рынком. Если не основным. Серьезным препятствием для автопроизводителей из СНГ стал и утилизационный сбор, уплату которого им власти на местах не компенсируют, как у нас. Между тем иностранные автоконцерны пробуют наладить сборку автомобилей для российского рынка в таких странах, как Беларусь и Казахстан, поскольку они могут беспошлинно поставлять свою продукцию в рамках евразийского таможенного пространства и обладают более дешевой рабочей силой.
В отличие от рынка новых автомобилей, который падает вот уже третий год подряд, продажи подержанных машин до недавнего времени неуклонно росли. Однако кризис добрался и до них. Дилеры фиксируют нехватку спроса, несмотря на то, что часть покупателей стали рассматривать секонд-хэнд вместо резко подорожавших новых авто. В этих условиях остается лишь развивать продажи автомобилей с пробегом, но успеха в этом направлении добиваются в основном столичные продавцы, а вот жители регионов по-прежнему предпочитают покупать машины с рук.
Обвал рубля в конце прошлого года вызвал ажиотажный спрос на автомобили не только среди россиян, стремящихся потратить свои обесценивающиеся сбережения. В российские автосалоны массово хлынули жители соседних Казахстана и Беларуси, для которых из-за разницы в валютных курсах купить новую машину в России стало намного выгоднее, чем у себя на родине. И хотя сегодня поток покупателей из этих республик уже значительно сократился, казахстанские и белорусские дилеры бьют тревогу: местные автомобилисты закупили машин впрок.
Российские автомобилисты тратят на топливо больше, чем на покупку новой машины. С учетом растущего автопарка потребление автомобильного топлива в нашей стране постоянно растет. А вместе со спросом повышаются и ценники на автозаправках. И помешать этому не могут даже низкие цены на нефть. В таких условиях россияне ради экономии стали меньше ездить, однако совсем отказываться от личного транспорта не собираются.
Кризис на российском автомобильном рынке спутал автопроизводителям все карты. Сегмент внедорожников, который еще недавно был локомотивом продаж, сейчас начал сдавать позиции. Виной тому – рост цен, из-за которого покупатели стали выбирать более доступные легковые машины. Впрочем, в перспективе продажи SUV должны обязательно вернуться к росту, ведь снежные зимы и плохие дороги в России никто не отменял.
Еще лет 20 назад иномарки на российских дорогах были в диковинку, а сегодня автомобилей зарубежных брендов уже стало больше, чем отечественных. Впрочем, огромное число таких машин – это секонд-хэнд, завезенный, главным образом, из Японии и Европы. Но и на рынке новых авто иномарки упорно вытесняют «Лады» и УАЗы, став главным локомотивом роста российского автопарка.
Продажи новых автомобилей с каждым месяцем устанавливают все новые антирекорды, спровоцировав не только массовое закрытие автосалонов, но и уход с рынка некоторых автопроизводителей. В этих условиях российские власти решили прибегнуть к полному арсеналу стимулирования спроса, запустив наряду с программой «Деньги за автохлам» льготные автокредиты и субсидируемый автолизинг. По мнению экспертов, все это хоть и поможет притормозить падение продаж, однако на полное восстановление спроса при нынешних ценах надеяться не приходится.
Россияне все чаще выбирают подержанные автомобили – новые машины многим стали не по карману. А с учетом того, что цены на вторичном рынке тоже растут, зачастую приходится пересаживаться на автомобиль классом ниже, зато более «свежий». В то же время владельцы относительно молодых авто не спешат обновлять свой личный транспорт, в связи с чем выбор таких машин на рынке может быть весьма ограничен.
Отзывы автомобилей с возможными неисправностями – обычная практика в цивилизованных странах. В России же сервисные кампании потребители зачастую воспринимают как показатель ненадежности автомобилей данной марки. Поэтому даже иностранные автопроизводители порой предпочитают не придавать огласке информацию об отзыве автомобилей российской сборки, ведь многие до сих пор считают их хуже импортных. Однако в последнее время ситуация стала меняться.
В связи с недавним падением рубля россияне зачастую покупали автомобили не как средство передвижения, а с целью вложения накопленных денег. Эксперты составили рейтинг моделей, которые с возрастом и увеличением пробега меньше всего теряют в цене. Как выяснилось, помимо традиционно ликвидных «японок» лучше всего сохраняют остаточную стоимость адаптированные для России иномарки, а также популярные в последнее время кроссоверы.
Несмотря на то, что цены на подержанные автомобили не зависят от валютных курсов, выросли они не менее значительно, чем на рынке новых машин. В последнее время на «вторичке» появилось особенно много автомобилей по завышенной стоимости, а также спекулянтов, которые перепродают машину, купленную в конце прошлого года по старой цене. Однако покупателей на такие предложения сейчас не находится, поэтому продавцы готовы дисконтировать.
Дешевая нефть подстегнула продажи автомобилей на многих мировых рынках, но только не в нашей стране. В России с ее сырьевой экономикой вслед за нефтяными котировками упали и реальные доходы граждан, которые сегодня не спешат обновлять свои автомобили. По словам экспертов, российский авторынок будет восстанавливаться по мере роста цен на черное золото, а они могут оставаться на нынешнем уровне еще не один год.
Еще пару лет назад каждый второй автомобиль в России продавался в кредит, а сегодня желающих купить машину с помощью заемных денег практически не осталось. При нынешних процентных ставках и требованиях к заемщикам автокредиты стали уделом людей с доходом гораздо выше среднего. Большинство автомобилей сегодня продается за наличные, так что на новую машину еще придется накопить. Впрочем, на помощь могут прийти льготные автокредиты, однако их возвращение все еще обсуждается в правительстве.
В условиях, когда ценники в автосалонах меняются чуть ли не по нескольку раз в месяц, а ставки по автокредитам в некоторых банках теперь просто грабительские, автомобиль в России снова становится роскошью, а не средством передвижения. Покупая машину сегодня, россияне обращают все больше внимания не только на марку и характеристики автомобиля, но и на затраты на эксплуатацию и остаточную стоимость. При этом некоторые даже задумываются, потянут ли содержание личного авто или лучше приобрести проездной на общественный транспорт. Аналитики PwC подсчитали «бюджеты» на содержание машин разных классов, выяснив, куда уходят деньги автовладельцев и на чем можно сэкономить.
Продажи легких коммерческих автомобилей рухнули еще сильнее, чем легковых: в условиях падения экономики малый и средний бизнес откладывает обновление автопарков до лучших времен. Пока же кредиты и лизинг остаются для потребителей LCV недоступными, спрос в этом сегменте будет стремительно сокращаться.
Российские автолюбители рассказали, что больше всего они ценят в автомобиле, машины каких марок являются для них самыми желанными и каких подвохов можно ждать от сервисного центра. Чем живут автомобилисты в России, изучали специалисты «Автостата», которые опросили две тысячи автовладельцев, чьи машины были куплены новыми не более 5 лет назад.
Иностранные автоконцерны в свое время строили заводы в России с прицелом на растущий внутренний рынок, который обещал стать крупнейшим в Европе. Однако пока он ожиданий не оправдал. Поэтому производители иномарок стали искать новые рынки сбыта, начав поставки машин российской сборки в сопредельные государства. На сегодняшний день объемы экспорта «нашемарок» за рубеж невелики, а география их поставок ограничена странами СНГ. Зато отечественные АВТОВАЗ и УАЗ в условиях дешевого рубля намерены укрепить свои позиции на рынках дальнего зарубежья.
Бум продаж новых автомобилей, вызванный стремительной девальвацией рубля в конце прошлого года, оставил дилеров не только без машин, но и без покупателей. С начала года ценники на свои модели подняли практически все автопроизводители, а вслед за ними многие дилеры накрутили цены и на прошлогодние авто. Покупать их по новым прайс-листам россияне пока не спешат, тем более что большинство желающих обзавестись новой машиной уже сделали это до Нового года.
Несмотря на бурный рост российского авторынка за последнее десятилетие, по числу машин на душу населения наша страна все еще далека от Топ-10: автомобилизация России вдвое ниже развитых мировых держав и даже некоторых государств бывшего СССР. Впрочем, в ряде российских регионов обеспеченность автомобилями уже достигает европейских значений, пусть преимущественно за счет импортного секонд-хэнда.