Иностранные автопроизводители сотрудничают с российскими автозаводами уже не первый десяток лет, однако долгое время это партнерство ограничивалось контрактной сборкой иномарок. И лишь в последнее время зарубежные партнеры начали участвовать в капитале крупнейших отечественных предприятий, создавать общие базы поставщиков и даже обмениваться платформами. По словам экспертов, такое тесное сотрудничество будет способствовать глобализации российского автопрома, который в дальнейшем может стать центром для разработки новых платформ и моделей в бюджетном сегменте.
Уходящий год нельзя назвать успешным для российского автопрома. Объемы выпуска легковых автомобилей падают второй год подряд, причем впервые со времен прошлого кризиса сократилась и сборка иномарок. И все же даже в этих условиях автопроизводители нашли повод для праздника, отмечая выпуск юбилейных автомобилей, которых в 2014 году было немало.
Продажи автомобилей в России падали на протяжении всего уходящего года, и даже запущенная вновь программа утилизации не смогла переломить эту тенденцию. А вот стремительное падение рубля вызвало ажиотажный спрос на авто в последние месяцы. В результате склады дилеров практически опустели, но дистрибьюторы в условиях неопределенности на валютных рынках не спешат поставлять им новые партии машин. «За рулем.РФ» подвел предварительные итоги автомобильных продаж за 2014 год и попытался заглянуть в год будущий.
В России стало слишком много автосалонов. На волне высоких продаж в прошлые годы участники рынка активно вкладывались в строительство новых дилерских центров, открытие которых совпало с затяжным падением спроса. В условиях жесткой конкуренции пережить нынешний кризис смогут далеко не все российские дилеры – уже в будущем году чуть ли не каждый третий из них может стать банкротом.
Российские автомобилисты становятся практичнее и все чаще выбирают новую машину с кузовом универсал. В последнее время этот сегмент один из самых быстрорастущих на российском авторынке, в том числе и благодаря появлению доступных иностранных моделей. Впрочем, бестселлерами среди универсальных автомобилей являются отечественные Lada, которые занимают более 75% сегмента.
В условиях нестабильной экономической ситуации банки повышают процентные ставки по автокредитам и ужесточают требования к заемщикам. В результате доля кредитных автомобилей неуклонно снижается, что сыграло не последнюю роль в падении рынка, которое продолжается на фоне растущих цен на машины. По словам участников отрасли, исправить ситуацию могут льготные автокредиты, но российские власти возобновлять эту программу пока не собираются.
Российские власти долгое время вставляли палки в колеса китайским машинам, защищая отечественный автопром в лице АВТОВАЗа. Однако в свете крепнущей дружбы между двумя странами «азиатам» все-таки дали зеленый свет. Экспансию автопроизводителей из Поднебесной не сдерживает даже общее падение спроса на автомобили в России, причем впервые они строят здесь свои заводы, инвестируя в них сотни миллионов долларов. Впрочем, пока россияне остаются не лучшего мнения о продукции китайского автопрома, которая, по мнению экспертов, может так и остаться нишевой в России.
Впервые Mercedes-Benz заработал на российском рынке больше, чем АВТОВАЗ. Неудивительно, ведь один автомобиль с трехлучевой звездой, в среднем, стоит почти как девять машин Lada. Впрочем, в последние годы самые большие доходы от продаж в России получает Toyota. «За рулем.РФ» заглянул автопроизводителям в карман и узнал, кто сколько зарабатывает на российских автомобилистах.
Первая программа утилизации автохлама, запущенная в России в начале 2010 года, стала спасением для российского авторынка, который из-за финансового кризиса обвалился почти вдвое. На фоне падения продаж новых автомобилей в текущем году российские власти вновь решили прибегнуть к этой мере. Но, похоже, напрасно. Утилизационных сертификатов выделено не так много, а участников программы стало больше, поэтому воспользоваться «экопремией» смогут далеко не все желающие. «За рулем.РФ» разбирался в утилизации по-русски.
Каждый третий подержанный автомобиль, проданный в Москве, затем получает провинциальную прописку. Купить машину на столичном рынке приезжают из многих регионов России, ведь в Москве и выбор больше, и цены ниже. Впрочем, в большинстве случаев это касается недорогих автомобилей, а вот премиальные иномарки, как оказалось, со сменой хозяина чаще всего остаются в столице.
В отличие от рынка новых автомобилей, спрос на вторичном авторынке продолжает расти. В условиях нестабильной экономической обстановки россияне отдают предпочтение более дешевым подержанным авто, тем более что большинство предложений в этом сегменте – машины с минимальным пробегом. Показательно, что больше всего спрос растет на недавние бестселлеры первичного авторынка – Lada Priora, Renault Logan и Ford Focus. Между тем резкое падение продаж новых автомобилей уже в ближайшее время может привести к дефициту предложений на «вторичке».
АВТОВАЗ решил пересадить жителей Сибири с подержанных иномарок на новые Lada. Для этого завод привлек своего казахстанского партнера, усилиями которого доля Lada на рынке соседней республики вот уже много лет остается рекордно высокой. Впоследствии автомобили Lada будут поставляться в Сибирь и на Дальний Восток с завода в Казахстане, где планируется наладить производство всех новых моделей АВТОВАЗа.
Как меняются автомобильные пристрастия россиян и европейцев, можно проследить по обзорам самых продаваемых моделей. «Горячие десятки» авторынков достаточно стабильны, но на пятки привычным европейским хэтчбекам и российским седанам наступают компактные кроссоверы, продажи которых стремительно набирают обороты. И это не просто любовь, а любовь по расчету.
Продажи новых автомобилей в Крыму фактически сошли на нет. После присоединения полуострова к России местные дилеры некоторое время распродавали машины, завезенные еще украинскими импортерами, однако к середине лета их склады окончательно опустели. На сегодняшний день поставки автомобилей в Крым осуществляют лишь несколько российских дистрибьюторов иномарок. Всего же на полуострове около 40 автосалонов, и большинство из них находятся на грани выживания.