Про экспериментальный вариант - это интересно. Ведь это, по существу, американский двигатель. А у кого тогда один вал приводил в действие форсунки? У оригинального американского или у нас решили вначале так сделать, а потом пошли всё же по оригинальному американскому варианту?
В 4х цилиндровом ЯАЗе противовесами уравновешивается момент первого порядка.Роль одного вала выполняет вал с противовесами,а роль второго вала выполняет распредвал с двумя противовесами.У двухтактника РВ вращается синхронно с КВ,поэтому и годится для роли уравновешивающего вала - т.е. выполняет 2 функции - вала с противовесами и распредвала.У 4х тактников колена КВ развернуты на 180 гр,а у 2х тактников через 90 гр,поэтому кинематика у них разная.У 4х тактных 4к неуравновешена только сила инерции второго порядка,которая мала,и чаще всего не уравновешивается.
Уравновешивающие валы есть и у ЯАЗ 206 - 6 ти цилиндровой версии,по этой же причине - углы разворота кривошипов 60градусов,а у 4х тактных 6к - через 120.4х тактные 6ки полностью уравновешенные,а 2х тактные имеют уравновешивающие валы.
Двигатель ЯАЗ-204 всё же был двухтактным. Как ни крути, у них неравномерность работы меньше. Да, там был дополнительный уравновешивающий вал, рядом с распредвалом (двух распредвалов, естественно, не было). Вообще, этот двигатель довольно интересен в конструктивном плане. И рядные четвёрки иногда уравновешивают дополнительными валами. Как-то в журнале писали, сейчас уже точно не вспомню. Кажется, двигатель Мицубиси был. А я сам сталкивался с таким двигателем (по-моему, от Лянчи). 21 год назад. Не могли правильно сориентировать эти валы на разобранном двигателе.
Да, машина красивая. Но справедливости ради надо сказать, что Гран При в Бельгии был присужден не Чайке, а всему автомобильному советскому стенду. Среди автомобилей там еще были Волга ГАЗ-21, грузовики ГАЗ-52, МАЗ-530. Гран При и золотые медали на этой выставке в Брюсселе получили и советские самолеты, вертолеты и космическая техника. А вообще на этой выставке каждая страна представила практически все свои достижения. В советском павильоне даже стояла статуя Ленина. И кстати, за архитектурное оформление советский павильон тоже получил Гран При.
А зачем развиваться Автовазу? Государство по-любому даст денег, чтобы тот не потонул или в противном случае 700 000 человек придется кормить из бюджета. Автоваз это понимает.