Сам я не сталкивался с таким нюансом.Это было на двигателях зил 375 до 85 года.Рассказывал моторист,который в леспромхозе работал.Как понимаю,разница в толщине не очень велика.В справочниках везде указывается ст.сж. 6,5.Но,по логике она должна быть разная.А вот мощност разная.В некоторых справочниках 175 л.с.,а в некоторых 180.По всей видимости это как раз и есть та самая разница..Не думаю,что мощность по разным методикам измерялась.Ещё знаю точно,что в Лиаз 677 76й бензин заливался,хотя мотор тот же самый.Так что версия с разной толщиной прокладок подтверждается.А те кто эксплуатировал Урал 375 в воинских частях,говорят,что чистый АИ 93 не заливали — всегда заливали смесь 50/50 из 93го и 76го.Можно и чистый 93й залит,но никакой разницы не будет.Т.е. выходит,что с "военными" прокладками ГБЦ требуемое ОЧ где-то 85-87.А двигатели Зил 509 имели ст.сжатия 7,3 (даже чуть больше,чем Зил 508,со ст.сжатия 7,1),а бензин а-76.
"В том же справочнике указано "бензин с октановым числом 91". Да, да, именно 91."
= = = наверное там указано "...не менее 91". То есть формально в 60-х можно было в Чайку и Экстру залить. Но в 70-х уже писали четко "АИ-93", никакого АИ-98.
АИ-98 предназначался для ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117, хотя и в них допускалась марка Экстра
А разве насосные потери это только расходы на создание потока воздуха?
Давайте представим, что у нас есть литровый и двухлитровый двигатели, которые работают на одинаковой установившейся мощности. Допустим, что литровому двигателю требуется 0,5 литра горючей смеси. Это значит (упрощенно), что давление на фазе впуска в ВМТ будет 0,5 бар. При том же количестве смеси в двухлитровом двигателе давление в цилиндре будет в два раза меньше, то есть 0,25 бар. Это значит, что двухлитровый двигатель должен совершить работу по перекачиванию смеси в два раза больше чем однолитровый, так как с другой стороны на опускающийся поршень действует давление 1 бар.
Братья по разуму! Вы ушли в дебри малосравнимых величин, потеряв суть происходящего.
КПД мотора по топливу/ работе наглядно показан на графике крутящего момента, остальное -слова.
Для того что бы держать в мотор в этом режиме , нужна правильно просчитанная трансмиссия.
Мотору большей мощности при остальных сравнимых параметрах , проще держать этот оптимальный диапазон, от сюда и экономия , причем она заметна только на переходных режимах , при постоянной скорости разницы не будет .
Далее будет сопротивление качению и аэродинамика .
А так да самый эффективный способ в борьбе с расходом топлива- продажа автомобиля.
"Те же Жигулёвские? 2101 и 2106? У 2106, как говорят, заслонка прикрыта, насосные потери выше, расход выше. Опять же, а то, что при прикрытой заслонке меньше топлива поступает?"
= = = коллега, ну это же совсем элементарно. В мотор 06 при слегка меньшем угле положения заслонки поступит за цикл такая же масса топлива как в 01 при большем угле, поскольку у него поршень большего диаметра и всасывает он более интенсивно, чем меньший поршень 01. Но поскольку согласно уравнения Бернулли потери мощности при впуске ТВС прямо пропорциональны кубу ее скорости, то в 01 моторе потери мощности при впуске будут немного меньше, так как "горло" через которое проходит то же кол-во смеси, как в 06, БОЛЬШЕ.
Купите себе учебник В.А. Стуканова, там все это подробно объясняется.
¶ А мы сравниваем разные двигатели, однотипные, но разной мощности. ¶
Если уж "считать всех тараканов",то и два одинаковых двигателя с одного конвейера вышедшие друг за другом тоже будут отличаться — допуски,отклонения... Ведь их же не настраивают как колебательные контуры в ламповых телевизорах.
Так мы и рассматриваем однотипные двигатели.Конструктивно 1200 и 1600 на много ли отличаются по конструкции?В принципе это одинаковые двигатели имеющие разный объём.И степень совершенства у них одинаковая.Также и 130 и 375.